Михаил Иванов, сооснователь издательства «Манн, Иванов и Фербер» продал свою долю, сменил место жительство на США и запустил новый проект «умного чтения». Подробнее о жизненных перипетиях и новых ориентирах Михаил рассказал в эксклюзивном интервью журналу «Стольник».
– Михаил, прежде чем мы начнем играть в аллюзии с романом-бестселлером Элизабет Гилберт, пожалуйста, ответьте на самый животрепещущий вопрос наших читателей: как получилось, что издательство «Манн, Иванов и Фербер» есть, а ни Игоря Манна, ни Михаила Фербера, ни вас в нем нет? Стоять у истоков, быть генеральным директором на протяжении почти десяти лет и вот так покинуть собственное дитя – как же так вышло?
Действительно, в МИФе не осталось Иванова, Фербера, а Игорь Манн не участвует в управлении издательством. Но, думаю, что и в Johnson & Johnson уже давно нет этих ребят.
* Поясняем: «Манн, Иванов и Фербер» — издательство деловой литературы, основанное в 2005 году Михаилом Ивановым, Михаилом Фербером и Игорем Манном.
Конечно, мне было сложно покинуть издательство, которое я создал и которым управлял девять лет. Уезжая в США, я отчетливо понимал, что не смогу управлять компанией на расстоянии десяти часовых поясов. Мы разошлись с покупателем моей доли по нескольким ключевым вопросам, и я решил, что полностью выйду из компании. Думаю, что и компания, и я от этого только проиграли. Но это типичная российская практика. В 90-х годах один авторитетный человек из Красноярска как-то сказал: «В России можно съесть вместе бочку соли и разругаться на ложке меда».
Я рад, что и после моего ухода, компания остается успешной и прибыльной. У нее поменялось сердце, но все органы работают по-прежнему хорошо.
ЕСТЬ:
«Не приносите вредную пищу домой. Все, что будет куплено, будет съедено»
– Я знаю, что уже больше года вы не едите мясо. Вегетарианство связано с каким-то неприятным впечатлением? Вы посмотрели сюжет о бойне или репортаж из птицефабрики?
На отказ нашей семьи от животного белка сильно повлияла книга «Китайское исследование», которую издавала моя компания. Можно спорно относиться к ее ключевой идее (животный белок провоцирует различные заболевания), но мы то, во что мы верим. Эта идея показалась нам близкой, и мы перешли на безмясной и безмолочный рацион. Такой тип питания только положительно повлиял на мои спортивные результаты. Я подробно написал о том, что мы едим, у себя в блоге. Недавно выяснилось, что у нашего младшего сына непереносимость глютена, и мы были вынуждены отказаться от всех продуктов с зерновыми, включая хлеб и любимую мною пасту.
– А как вы относитесь к диетам?
К диетам я отношусь спокойно. Это что-то, что люди принимают на определенный срок, а потом возвращаются к своему привычному типу питания. Поэтому я за то, чтобы менять привычки. И не только в питании, но в том числе и то, как вы спите.
БЕЖАТЬ:
«Все случайное не случайно»
– Как началось у вас со спортом? С детства?
Я начал регулярно бегать с 14 лет, с тех пор как я переехал из родительского дома в Нальчике к бабушке в Москву. Я бегал регулярно 2–3 раза в неделю, потому что это приносило мне удовольствие, обычно после учебы или работы. Я физически чувствовал, что вместе с потом уходит отрицательная энергия, накопленная за день. А впервые пробежал с номером только тогда, когда занялся триатлоном – 4 года назад.
– Многие школы бега на занятиях большее количество времени уделяют знакомству с брендами одежды и обуви. А можно без всего этого маркетинга? Просто взять – и побежать?
Конечно, можно. Я, кстати, большой приверженец бега босиком. И значительную часть своих зимних тренировок проводил в беговом манеже ЦСКА в Москве босиком.
– Мы живем в Сибири, холодно у нас. Бег на беговой дорожке может заменить занятия на свежем воздухе? Или вы противник таких занятий?
Я не люблю беговую дорожку, поскольку она отнимает у вас радость общения с природой. Но если альтернативы нет, то это тоже возможный вариант. Надо только соблюдать некоторые правила, о которых написал мой товарищ– известный марафонец и тренер Леонид Швецов.
- Когда вы поняли, что у вас хватит сил пройти IronMan?
Как только начал заниматься. Чтобы пройти «IronMan», надо страстно желать этого и изменить свой образ жизни.
Поясняем: IronMan — соревнование по триатлону, которое состоит из трех этапов, проводимых в следующем порядке без перерывов: заплыв на 3,85 км, заезд на велосипеде на 180,25 км и забег на 42,195 км.
- Что для вас сложнее – бежать, плыть или ехать на велосипеде? Или железным людям уже все по плечу?
В триатлонных стартах я всегда отставал на велосипеде, а потом нагонял ногами. Зная эту слабость, в этом сезоне я сделал фокус на велосипед и теперь приезжаю среди лидеров. Следующий шаг – начать быстрее бегать.
- Как вы готовились в Ironman?
Тренировался шестьсот часов в год -). Это большая тема. Я, кстати, хочу взять несколько учеников для подготовки к длинному триатлону.
– Что изменилось в вас после финиша в гонке?
У меня примерно десять гонок в сезоне, и любая отдельная ничего не меняет. После каждой гонки добавляются медали финишера. Их еще иногда называют жетонами, но у меня есть и несколько медалей, которые заслужены за первые и третьи места. На втором я еще никогда не был -)
ЧИТАТЬ:
«Многие нон-фикшн книги можно сократить до 7–10 страниц, выделив ключевые идеи»
- Расскажите поподробнее о вашем новом проекте SmartReading? Говорят, он позволяет сэкономить время на чтении книг – это как?
Создавая издательство «Манн, Иванов и Фербер», я отвечал своим потребностям. Мне казалось, что хороших бизнес-книг не хватает или они издаются очень плохо. Такая же история с моим новым проектом SmartReading. Я вижу, что люди продолжают покупать книги, складывают их, но не читают. Просто в современном мире очень немногие люди могут позволить себе чтение трехсотстраничных книг.
Мы собираем наиболее интересные нон-фикшн книги – от книг по бизнесу, до книг по воспитанию детей и делаем саммари — тексты, в которых в сжатой форме рассказывается о ключевых идеях каждой книги. Мы не просто сокращаем текст, а анализируем и собираем всю «соль», которую автор старается донести до читателя.
Еженедельно мы добавляем два саммари, в том числе на книги, которые еще не вышли на русском языке. На сегодня в нашей библиотеке саммари на 80 книг. Саммари не являются полной заменой книги, но дают возможность понять, насколько книга интересна вам и хотите ли вы прочесть ее полностью.
Помимо самих саммари, мы сделали возможность проверить, насколько точно вы поняли прочтенное. Для этого мы подготовили контрольные вопросы к каждому саммари.
- А что делать тем, кто не любит читать вообще, информацию лучше воспринимает на слух?
Я – один из таких людей. Я – аудиал. Именно поэтому почти на каждое саммари мы делаем аудиоверсию.
- Хорошо, а визуалы? Возможно, вы припасли и для них новый способ чтения? Например, книжки в картинках?
Таких людей тоже много, и мы начали делать инфографику на некоторые книги. Вот наш первый опыт:
- Я слышала, что у вас есть подписки для простых смертных и для сотрудников компаний. В чем разница?
Действительно, у нас подписная модель. Вы подписываетесь на срок, получая доступ ко всем текущим саммари и обновлениеям. Мы добавляем по два новых саммари каждую неделю. Часто на книги, которые еще не переведены на русский язык.
– Кстати, Михаил, а вы знаете, что в Красноярске, в Галерее Samsung книголюбы открыли книжный клуб – «Сквер им. Издательства «Манн, Иванов и Фербер», где в свободном доступе на полках можно посмотреть новые книги, оформить предзаказ, подписаться на новости издательства? Не приводилось бывать в сквере?
Пока нет, но если вдруг буду в Красноярске – обязательно зайду! Чтение – и моя страсть.
– И последний вопрос: как вам удалось найти работу в США? Было сложно?
Мы работаем из США с клиентами по всему миру. Пока SmartReading только на русском языке, но в наших планах запуск сервиса на португальском и испанском.
Мы производим цифровой продукт и его можно продавать глобально.
Эксклюзивно для журнала «Стольник»
вопросы позадавала Мария Райдер
Номер журнала доступен по ссылке.