В продолжении поста с рекомендованными Сереем Рубисом книгами, еще две книги российских авторов.
Валерий Панюшкин «Отцы»
Валерий Панюшкин — известный журналист, «Золотое перо» России. Панюшкин — один из самых проникновенных и искренних голосов нашей литературы. И мы очень надеемся, что этот голос в хоре будет услышан всеми со всей его силой и мощью. Почему стоит прочитать одну из его новых книг «Отцы».
Во-первых, это роман, написанный «на ты» — по отношению к дочери автора. Это роман-письмо, адресованное к ребенку взрослым, прожившим не самую простую жизнь папой, который шлет послание как бы во времени, желая, чтобы девочка прочла его, спустя годы и что-то особенное поняла и про себя, и про семью, и про эпоху.
Во-вторых, это роман абсолютно анти-эгоистический. Что в современной русской прозе — большая редкость. Не про себя-любимого пишет автор, путешествующую мысль во тьме собственного «Я», но — про своего ребенка, полностью концентрируясь на любимом человеке, его радостях и проблемах.
И в-третьих, это книга-руководство, адресованная одновременно и к конкретной паре отец-дочка, и к каждому родителю и ребенку во всем мире.
Юрий Буйда «Ермо»
У книг бывают коварные названия. Например, у романа Юрия Буйды «Ермо», — не читавшие текст лихо ставят ударение на последний слог, тем самым как бы предчувствуя «ярмо», некую метафизическую, почти шолоховскую тяжесть чего-то типично русского, равнинного и дикого, внутри которого тщетно пытается разогнуть спину и выбраться из-под ярма какой-то лихой страдалец-герой. Но Юрий Буйда с самого названия играет с читателем. Роман — эстетский, сложный, построенный на цитатах и питающийся памятью эрудированного читателя, прирастая ею.
Ермо-Николаев — фамилия главного героя романа, писателя-эмигранта, в чертах которого угадывается и Владимир Набоков, и внутренний эмигрант Андрей Платонов (вспомните героя «Ювенильного моря» по фамилии Вермо). Буйда как бы достраивает цепочку великих эмигрантских писателей, придумывая гениального, но в реальности не существовавшего автора. Жизнь этого человека полна загадок и тайн, биография — туманна и запутанна, но он оставил свой след в невероятном количестве воспоминаний и научных работ. Буйда в каком-то смысле придумал свое «оружие возмездия» литературе (помните рассказ Виктора Пелевина про нацистское оружие возмездия, которого никогда не было, но которое оказалось разрушительнее любой ракеты Фау?). Его Ермо-Николаев дразнит историю свободой никогда не жившего в действительности таланта. Он показывает, как мог бы сложиться литературный процесс, если бы такой, как Ермо-Николаев, появился на свет.
«Кому интересна судьба какого-то выдуманного писателя?» — спросите вы, когда есть, например, Куприн, Есенин, Высоцкий, — и про них не только написаны книги, но сняты популярный фильмы для масс. Но коварная шутка в том, что если вы уже хотя бы зададитесь этим вопросом, значит, Юрий Буйда писал роман не зря. И оружие возмездия начало свою высокую работу...
Эту книгу я не читал, закажу себе.
comments powered by HyperComments