Музыка и книги с точки зрения цифрового бизнеса

Диджитализация меняет многие индустрии. Музыкальный бизнес совсем не тот, что был всего 5 лет назад.  Из-за цифровой революции сегодня без особого труда можно бесплатно найти любую музыку в сети и музыканты практически перестали зарабатывать на продаже дисков. Вместе с ними перестали зарабатывать лейблы и специализированные розничные торговцы. В этом году, например, закрылся флагманский магазин Vergin в Нью-Йорке.

Теперь основные заработки музыкантов связаны с концертами, а диски служат в основном продвижением концертов. Интересно, что Мадонна недавно более, чем за $100 млн. выкупила права на себя у студии Warner Brothers, с которой она работала с самого начала своей карьеры в 1982 году. И... продала их компании Live Nation которая специализируется на концертной деятельности.

Ее концерты всегда приносили ей  значительно больше, чем продажа музыки в розницу.

Ситуация с книгами несколько другая, поскольку писатели не могут зарабатывать выступлениями на публике. Сложно себе представить Бориса Акунина читающего свои тексты на стадионе.

В чем же ключевые отличия развития этих отраслей

— Наличие портативного устройста. Для музыки очень быстро появилось удобное протативное устройство для хранения и проигрывания файлов. Важно, что о доминирующем формате удалось договориться довольно быстро. В книгах все еще нет ни общего формата, ни, самое главное, удобного и доступного устройства. Kindle меняет эту ситуацию. Но пока не в России.

— Целевая аудитория. Музыку традиционно потребляют более молодые люди, быстро осваивающие новые технологии. Книги же, в основном, остаются либо для детей, либо для более взрослых людей людей. Кроме того, музыка всегда в том или ином виде была цифровой, а вот книги только недавно стали электронными.

— Языки. Чтобы слушать музыку на языке, его не надо понимать. А вот чтобы читать, нужно понимать язык. Дополнительный шаг — перевод — сильно меняет ситуацию на рынке книг. Чтобы продвать в России, Amazon нужно найти партнера, контролирующего электронные права на все произведение, включая перевод.

В итоге, процесс диджитализации в книжной индустрии идет заметно медленнее, чем в музыке. Однако, игнорировать его нельзя и сейчас все издательства ищут новые модели работы. Мне кажется, что простая продажа книг в электронном виде — это только часть игры. Сам по себе контент должен сильно измениться. Как телевидение не является продолжением радио, так и электронная книга не будет просто продолжением бумажной книги.

Можно еще много писать, но, как хорошо написала моя знакомая у себя в блоге, “вы, наверное, уже устали читать, а я устала писать”.

comments powered by HyperComments
Михаил
2010-01-21 22:05:57
Михаил, а что вы думаете о перспективах и правовых основах и вообще самой возможности коммерческих платных библиотек. Например выдавать книги по бизнесу, за 10% стоимости на неделю под залог. Как бы ваше издательство отнеслось к такой практике?
Михаил Иванов
2010-01-21 22:32:59
Михаил, все наши электронные книги стоят до 200 рублей. При такой стоимости их можно себе позволить. Михаил
Константин Харламов
2010-01-25 21:04:46
Михаил, спасибо за интересный пост! Что Вы думаете о перспективах электронных книг на языке оригинала? Или даже скорее на английском языке. Сейчас их сложно доставать - выбор в России невелик, цена неразумна, доставка - отдельная драма. Для бизнес-литературы скорость появления особенно актуальна - книжки и идеи стареют быстро. Но в бизнес-среде читает на английском все большее количество людей. Это наиболее прогрессивный слой людей. Похоже, что именно они и читают бизнес-литературу. Возможен ли бурный рост на этом рынке, если бы в России, к примеру, появился Kindle? В первую очередь, в сегменте бизнес-литературы?
Михаил Иванов
2010-01-27 12:55:32
Констанитин, приветствую. Kindle уже доступен в России и некоторые мои знакомые пользуются им. С его помошью снимается вопрос доступности новых западных книг. Правда, я думаю, что пользователей этого сервиса у нас не много. Подробно об опыте c Kindle много пишет Артем Росновский http://rosnovsky.ru/ Михаил