В любом хорошем книжном магазине на вас смотрят десятки тысяч книг. Вслед за Варварой Горностаевой из издательства Corpus, я попросил своего товарища, директора редакции художественной литературы «ЭКСМО», Сергея Рубиса порекомендовать мне хорошие книги. Сегодня Сергей — гость моего блога.
И вот, что он рекомендует.
Шарль Левински «Геррон», серия «Интеллектуальный бестселлер»
Прежде всего хочу порекомендовать недавно вышедшую в серии «Интеллектуальный бестселлер» книгу швейцарского писателя Шарля Левински «Геррон», которая рассказывает историю реально существовавшего человека, актера Курта Геррона.
Он был весьма известен в довоенной Германии, играл в пьесах Брехта, подавал большие надежды. Приход к власти Гитлера разрушил его жизнь. Когда-то Геррон был талантливым актером, счастливым мужем, добропорядочным гражданином. Теперь он — заключенный в концлагере, откуда ежедневно уходят эшелоны в Освенцим. Геррон, как и десятки тысяч других заключенных, целыми днями живет в животном страхе — кто будет следующим? Кому предстоит погибнуть в газовой камере? Этот страх разъедает душу. Каждый готов на все, чтобы следующим был не он.
Геррону предлагают сделку — снять фильм-агитку о прекрасной жизни евреев в лагере смерти в обмен на жизнь. Как поступить? У прежнего, долагерного, Геррона были твердые нравственные принципы, жизненные установки. У нынешнего Геррона есть только одно — желание выжить, выжить во что бы то ни стало. Сделать все, чтобы следующим в списке смертников был не он и не его любимая жена Ольга, ради которой он готов на все.
Обычно, читая книги, мы пытаемся «примерить» истории персонажей. Здесь «примерить» не удастся — никто из нас не знает, как повел бы себя в такой ситуации, и никто не имеет право судить, а уж тем более осуждать героя, которому надо сделать выбор между жизнью и не-жизнью. Выбор, перед лицом которого очень трудно сохранить достоинство и вообще человеческую сущность.
И еще одно хочу сказать. Эта книжка становится особенно созвучна сегодня с историей выхода из тюрьмы Михаила Ходорковского. Сейчас в обществе и средствах массовой информации люди рассуждают и обсуждают, что должен был делать Ходорковский и чего делать не следовало бы. А я хочу сказать следующее — с моей точки зрения, каждый из нас имеет право обсуждать и осуждать кого-либо, только если сам попал (не дай Бог никому, конечно) в подобную ситуацию. И история Курта Геррона лучше подтверждение тому...
Рейчел Джонс «Невероятное паломничество Гарольда Фрая», серия «Интеллектуальный бестселлер»
И еще одна книга из серии «Интеллектуальный бестселлер» — пронзительный, ни на что не похожий роман Рейчел Джойс «Невероятное паломничество Гарольда Фрая».
Герой, Гарольд Фрай, ощущает себя никому не нужным человеком. Он самый обыкновенный пенсионер, у которого никаких дел, кроме чтения утренних газет, не осталось. И близких людей, которым он был бы нужен, не осталось тоже.
Когда-то они с женой очень любили друг друга, но эти времена давно в прошлом — трагические события, которые им пришлось пережить, сделали их чужими.
И вот Гарольд узнает, что далеко, на другом конце страны, в хосписе умирает Куини Хеннесси — женщина, с которой у него связаны самые светлые воспоминания. Нет, они не были любовниками — это было нечто иное: духовная близость, дружба.
Гарольд в растерянности — он не знает, как ей помочь. Написать письмо со словами сочувствия? Кому они нужны, эти слова! Ничего не ответить, сделать вид, что можно продолжать жить по-прежнему? Гарольд так поступить не может. И тогда он решает, что пойдет в этот хоспис пешком, и все время, пока он будет идти, Куини Хеннесси будет жить.
Его путь занял несколько месяцев, а на самом деле — целую жизнь. Потому что, пока Гарольд шел, никто не мешал ему думать — перебирать день за днем, час за часом свою жизнь. Наверное, это очень важно — вот так остановить время и подумать. Многое начинаешь видеть совсем иначе, многое понимаешь, многое переоцениваешь. Верил ли Гарольд, что он спасет Куини Хеннесси? Трудно сказать. Но с тех пор, как он начал свое путешествие, его жизнь перестала быть бесцельной и никчемной. Он многое увидел, многое узнал, со многими людьми познакомился. А главное — он познакомился с человеком по имени Гарольд Фрай, о котором, как выяснилось, знал совсем немного…
Николь Келби «Белые трюфели зимой»
«Белые трюфели зимой» Николь Келби — книга, удовольствие от чтения которой сравнимо с удовольствием от изысканного вина. Такое гастрономическое сравнение не случайно: главный герой романа — Огюст Эскофье, один из создателей французской высокой кухни. Но, конечно, Николь Келби этот персонаж интересует прежде всего как личность. А личность это была незаурядная и крайне противоречивая. В искусстве романтик, в жизни — прагматик, совершавший весьма сомнительные поступки.
Все вокруг Эскофье воспринимал через вкус и запах. Этими ощущениями он огораживался от переживаний по поводу несовершенства мира, личных неприятностей, житейских проблем. Европа кипела в предчувствии Первой мировой, а Эскофье невозмутимо мастерил складки на своем поварском колпаке. Оказывается, этих складок должно быть столько, сколько повар знает рецептов варки яйца.
Совсем непримечательный внешне, он обладал невероятной харизмой, какая бывает только у людей с горящими глазами, погруженных в творчество. Не потому ли его любили самые яркие, самые незаурядные женщины? Достаточно сказать, что одной из них была Сара Бернар.
Автор постаралась соответствовать своему герою, и ей это замечательно удалось: созданное ею романное пространство буквально пропитано тонкими запахами и наполнено изысканными красками. Переводчик Ирина Тогоева отлично передала все нюансы авторской интонации, все полутона.
(продолжение следует)
comments powered by HyperComments