Я только что вернулся из Мадрида с очередного блока в IESE и планирую посвятить несколько постов описанию учебы и нескольких кейсов.
Операционные финансы у нас ведет замечательный профессор по имени Ахмад. Он родом из Ирана и по-восточному неспешен и методичен. Для меня его предмет один из лучших во втором модуле. Важно, что за помимо техники финансового анализа он дает глубокое понимание бизнеса. В этот раз один из кейсов, которые мы разбирали, был посвящен сети Carrefour (№2 в мире после Wal-Mart). Для примера мы рассматривали операции только в Испании.
Бизнес-модель большой сети основана на низкой марже и большой оборачиваемости товара. В целом она работает примерно так. Производители поставляют продукты с отсрочкой платежа в 117 дней. (Все приведенные здесь цирфры вердны для Испании 2003 года. И не сильно варьируются от стратны к стране). Магазин в среднем продает его за 35 дней, получая деньги сразу же, поскольку нельзя уйти из магазина, не заплатив. После этого магазин может спокойно пользоваться деньгами поставщиков еще 82 дня. Если мы говорим о больший сети, то речь идет об очень больших деньгах. Так, в случае с Carrefour ежедневные продажи только в Испании в 2003 году составляли примерно 25 млн. евро, закупки – 19,2 млн. Соответственно, у компании есть свободных средств 19,2 млн. * 85 дней или примерно 1,6 млрд. евро.
И это живые деньги! Представляете, что они могут сейчас себе позволить купить. Правда, они «короткие».
Увеличивая отсрочку платежа на 1 день, Carrefour получает дополнительно 19,2 млн. на 85 дней. Снижая запасы (inventory) на 1 день, оставляет у себя в управлении такую же сумму.
При такой модели крупные ритейлеры становятся значимыми игроками на финансовом рынке. Так, например, покупая безрисковые облигации американского правительства, компания может генерировать до 25% своего дохода. Т.е., 75% от текущих операций и 25% от операций на финансовом рынке. Чтобы управлять свободными деньгами, у крупных ритейлеров есть специальные департаменты по работе на финансовых рынках.
Это также позволяет им выходить на банковский рынок, создавая свои собственные розничные банки.
Интересно, что при такой модели забастовка служащих обходится ритейлеру очень и очень дорого, поэтому даже в Европе ритейлеры не бастуют.
У нас начался MarkStrat. И это big fan! Для меня самое сложное в этой игре – принимать решение в команде. Мне было бы значительно проще играть самому.
Продолжение следует. Не переключайтесь.
comments powered by HyperComments